Первым идею «вакуума легитимности» Зеленского после марта-мая начал вбрасывать через свои СМИ Порошенко, до которого никак не доходит простая вещь: если даже звёзды сойдутся так, что какой-то огрызок Украины сохранится, то и у Запада, и у России для управления им найдутся более подходящие кандидатуры, чем Пётр Алексеевич. В России Порошенко ещё долго будут помнить восемь лет обстрелов Донбасса и выхолащивание Минских соглашений. США же вряд ли простят ему саботаж прямого столкновения с Россией, перехват у Вашингтона контроля над киевским правительством (путём замены Яценюка на Гройсмана) и попытки давить на американцев при помощи коррупционных скандалов вроде «дела Бурисмы».
Впрочем, в последнее время под давлением внутриукраинских обстоятельств (диктатура амбициозного клоуна от страха приближающегося краха взбесилась настолько, что даже такие «уважаемые люди», как Пётр Алексеевич, не гарантированы ни от тюрьмы, ни от пули в затылок, ни от «несчастного случая» с трагическими последствиями) активность Порошенко резко снизилась. Зато увядшее знамя «вакуума легитимности» подхватили украинские политики-эмигранты, уже десятилетие мечтающие вернуться и поруководить хоть чем-нибудь хоть на какой-нибудь Украине (ибо ни к какому созидательному труду неспособны в принципе, а нереализованных амбиций у них поболее, чем у Порошенко).
Упустив незаслуженно выпавший шанс в феврале 2022 года, они не просто мечтают о втором, но ведут активную информационную работу, пытаясь убедить российские власти, что такова и есть «непреклонная воля украинского народа», с которым никто, кроме этих «профессионалов», сладить не в состоянии. С их подачи по Москве даже поползли слухи, что Россия готовится занять Харьков только для того, чтобы по примеру начала ХХ века посадить там альтернативное киевскому «правительство Украины».
Эти слухи нервируют народ на освобождённых территориях, в том числе и уже вошедших в состав России. Это и понятно, «правительству» ведь надо чем-то управлять, а пророссийское «украинское правительство» может управлять только тем, что для него освободит и ему подарит Россия. Именно так в начале ХХ века в состав Украины наряду с отвоёванной большевиками у Центральной рады (гетмана, Директории, головного атамана) на ¾ русской Малороссией в состав УССР внезапно вошли полностью русские Донецко-Криворожская и Одесская республики Новороссии. Поддерживая эти слухи, наши западные «друзья и партнёры» пытаются расшатать единство власти и народа России, подорвать консолидацию российского общества и в очередной раз победить победившую на поле боя Россию при помощи внутренней смуты.
Слава богу официальные источники Кремля и правительства РФ эти слухи не поддерживают. Официальная позиция России заключается в том, что СВО надо продолжать до тех пор, пока Запад и Киев (или кто-то один из них) не будет готов разговаривать на условиях России. Боевые действия на время переговоров Россия приостанавливать не планирует. Для тех, кто сомневался, Лавров специально дал большое (полуторачасовое) интервью с расшифровкой кремлёвских посланий Западу, которые в последнее время вызвали очередную волну кривотолков.
Но официальная Россия и не дистанцируется, не пресекает распространение данных слухов. Только по косвенным фактам вроде интенсивной раздачи российских паспортов на освобождённых территориях Харьковской области можно судить о том, что никто не планирует сажать в Харькове марионеточное «правительство» (нечто подобное собственной «команде Тихановской»), чтобы вести с ним «переговоры» о судьбе Украины, которую это «правительство» представлять не будет, ибо его потенциальные участники не пользуются доверием ни украинского, ни русского общества.
Но политика является искусством возможного, а практика и опыт предшествующих поколений свидетельствуют, что для искусства трактовок нет ничего невозможного. Поэтому сторонники «харьковского правительства» трактуют «кремлёвские послания» по-своему, объясняя отсутствие жёсткой негативной позиции российского руководства в отношении этой идеи нежеланием прежде времени засвечивать намерения.
Вносит диссонанс в общественное сознание и работа многих российских СМИ. Журналисты в целом правильно оценили ситуацию: «операция делегитимация», если её грамотно провести, могла бы усилить сопротивление украинцев насильственной мобилизации. Но они не учли простую вещь — их стенания о «вакууме легитимности» Зеленского видит и слышит только российский потребитель. Развёрнутая кампания убеждает среднестатистического россиянина, что, после того как этот «вакуум» наступит, произойдёт нечто хорошее, что позволит завершить СВО быстрой и эффективной победой. На деле же победа в СВО никак не зависит от делегитимации Зеленского (наоборот, распространение подобных слухов объявлено на Украине «кремлёвским нарративом» и, согласно действующему маркеру «свой — чужой», отвергается националистической средой, консолидируя её вокруг Зеленского как «борца с Кремлём»).
Кстати, русская армия, стремительно приближающаяся к победе на поле боя аккурат к наступлению очередной даты, на которую назначен «вакуум легитимности» (его, как сектанты конец света всё время переносят, ранее ждали к концу марта), может сыграть злую шутку с собой и с обществом. Если режим Зеленского падёт в мае-июне (а это ближайшая граница украинской катастрофы, которую обозначают западные эксперты, дальняя относится на конец года), то многие соотечественники будут уверены (причём чем дальше, тем их будет больше), что это не мы на поле боя, а «вакуум легитимности» победил Зеленского. Так заранее уменьшается масштаб и нивелируется значение нашей победы, которая низводится до фактора украинской внутренней политики.
Чем опасна для России идея с Харьковским правительством «дружественной Украины»? А она не просто опасна, она гораздо хуже идеи Львовского правительства «дружественной Украины».
Марионеточное правительство надо будет как-то укреплять, повышать его авторитет в глазах управляемого им населения. Если бы его потенциальные члены обладали собственным авторитетом, они могли бы опереться на него и даже создать таким образом России опору на управляемых этим правительством территориях, как повышают своим авторитетом авторитет России эффективные губернаторы новых территорий.
Но, как было сказано выше, собственного авторитета у этих людей нет. Он не то что нулевой, но давно находится в отрицательной зоне. То есть они могут только опереться на авторитет России для легитимации своих управленческих позиций. Их никто не изберёт, примут только по приказу, причём недовольство таким приказом сразу же создаст барьер между населением, отданным марионеточному «правительству», и Кремлём, который это правительство должен будет утверждать и продвигать.
Чтобы у них появился собственный авторитет, их надо будет представить как эффективных хозяйственников и успешных переговорщиков. Всё это возможно лишь за счёт российских ресурсов и в ущерб России — никто, кроме Москвы, с этим «правительством» переговоры вести не будет. Следовательно, его территория может быть сформирована только за счёт территориальных пожертвований России, а его «достижения» могут возникнуть только из российского финансирования и прямой российской помощи. Других ресурсов у этого «правительства» не будет.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что при размещении марионеточного «правительства» во Львове в управление ему попадает давно нерусская (хоть когда-то бывшая русской) Галиция. Учитывая же особенности экономики региона, основанной на сельском хозяйстве, туризме и контрабанде, вкладывать в него можно будет по минимуму (тем более он и от войны меньше других страдает), надо только следить, чтобы поменьше воровали и границу на замке от контрабандистов держать. Задача, кстати, нетривиальная, но решаемая с опорой на местные ресурсы. Эмигрантские же «правительственные» кадры, представляющие, за единичным исключением, Восточную и Центральную Украину, будут себя чувствовать в Галиции чужими и ощущать повышенную зависимость от благосклонности Кремля (что не помешает им всё время посматривать налево, но умерит их предательский потенциал).
Чем восточнее разместить столицу «дружественной Украины», тем больше чисто русских земель попадёт в управление её «правительства». Тем более самостоятельным оно себя будет чувствовать, чем более знакомые управленцам по прежней жизни территории окажутся у него в управлении. Из Воронежа Винницей управлять как-то несподручно: где «столица», там и «государство», плавали — знаем.
Так что если в таком образовании может возникнуть какой-то смысл, как в буфере между собственно Россией и недружественным Западом, то сам буфер имеет смысл создавать из чужих территорий, управляемых своими марионетками, а не из своих территорий, управляемых марионетками тех, кто больше заплатит. «Украина» в Галиции даёт эфемерный шанс лет за сто-двести переформатировать местных униатских полуполяков в хотя бы полурусских. «Украина» в любом месте на пространстве от Збруча до Северского Донца и Миасса — гарантия продолжения переформатирования русских в украинцев с последующим новым столкновением.
Если «хорошим людям» необходима земля в управление, пусть попытаются избраться «швондерами» в каком-нибудь СНТ в Подмосковье, а земля, обильно политая русской кровью, должна оставаться Россией, иначе через пару лет обнаружим, что «хорошие люди» рассовали общенародную победу России в СВО по частным карманам, вновь повернулись к России задом, к ЕС передом, и на очереди СВО-2.
Как быстро амбициозное ничтожество становится неуправляемым, видно на примере Зеленского, а эти хуже — они даже Зеленскому проиграли. «Победить» они могут только силами России и за счёт России, после чего быстро попытаются перепрыгнуть в лагерь русофобов, чтобы не платить по долгам. Их идейный вдохновитель — Коломойский — их давно научил, что «долги отдают только трусы». Игоря Валерьевича они не любят (слишком часто он их объегоривал), но заветы его помнят и ценят.