В продолжение моей прошлой заметки о "нищете" русских крестьян, хотел бы также слегка затронуть и тему их происхождения...Вновь взяв для примера в основном факты из собственной родословной. Просто потому, что именно их я знаю лучше всего...Тем более, что как и у подавляющего большинства русских, оба мои дедушки и обе мои бабушки принадлежали как раз к крестьянскому сословию...Да и база данных накопленная мной в процессе изучения своих корней более чем достаточная - за последние 10 лет мне удалось "воскресить" почти 1000 моих только прямых предков. Живших по большей части в более-менее типичных регионах России...
Итак...Начнем с моих предков со стороны матери...Мои дед и бабушка по этой линии Петр Григорьевич Кочетков (1912-1979) и Дарья Сергеевна Козлова (1912-1994) родились в крестьянских семьях села Липяги Скопинского уезда Рязанской губернии.
В архивных документах, как и ожидалось, государственными крестьянами кроме их родителей также писались и их дедушки и бабушки (Кочетковы, Козловы-Рыжаковы, Баклашовы, Косыревы, Гореловы и Фабричные)...А вот их прадедушки и прабабушки в документах ранее 1860 года числились уже коннозаводскими (а также казенными) крестьянами. Но по сути это были те же самые государственные крестьяне, просто приписанные к Конюшенной канцелярии и занимавшиеся в основном обслуживанием нужд Скопинского конного завода, который издревле разводил породистых лошадей для армии...
...Мужская часть моих скопинских предков не только работала на земле, но и ездила на заработки в Рязань, Москву, на Кубань, приторговывала и периодически защищала Отечество (например, оба моих липяговских прадеда воевали в Первой Мировой Войне и практически одновременно погибли летом 1916 года)...И так с начала 20-го века вглубь на 4 поколения, примерно до 1810-30-х годов...
Мой прадед Козлов Сергей Никитич (1889-1916)
А вот дальше пошли неожиданности...Одна из прабабушек моего прадеда крестьянина Сергея Никитича Козлова, Екатерина Михайловна (1814 г.р.) внезапно оказалась дочкой диакона (Михаила Аммосова из соседнего села Чернава). А предками этого диакона были священники из той же Чернавы, из ближайшего села Хворощевка, и из-под Пронска...Мать же у Екатерины Михайловны была дочкой попа из другого соседнего села Затворное. А до службы в Затворном этот мой пра...прадед Авксентий Евтропиев около 20 лет (в 1770-1790-х годах) прослужил иереем в Покровском храме Скопина...
Другая же прапрабабушка моего прадеда Сергея Никитича - Евдокия Лазарева дочь Ермолаева (1792 г.р.) оказалась дочкой купца Лазаря Еромолаева сына Попова из соседнего села Муравлянка, который как выяснилось тоже был сыном попа...Кстати, до самой своей смерти в 1834 году этот мой пра..прадед Лазарь Ермолаевич владел постоялым двором в Липягах, а его потомки (двоюродные, троюродные братья, племянники, дяди и т.д. моих предков) были скопинскими купцами вплоть до революции 1917 года (торговали в основном в селе Горлово, имели там лесной склад, зерновой и яичный амбары,чайную лавку и т.д.)...
Еще одна купеческая дочь (Устинья Денисовна Попова, 1786 г.р.) оказалась прапрабабкой моего другого прадеда Григория Мироновича Кочеткова. Причем любопытно, что и ее предки также были священниками. И тоже из Муравлянки. А поп Панкрат Дорофеев сын Попов (прим. 1675 г.р.) из этого села оказался общим предком и моей бабушки и моего дедушки...А еще их общим предком (и, разумеется, моим тоже) был зажиточный крестьянин из той же Муравлянки Онисифор Кириллов сын Овчинников (1717-1793), который выдал аж двух своих дочек (и обе стали моими пра...прабабушками) за сыновей священников...Его же предок, к слову, Федос Самуилов сын Овчинник является на данный момент самым старым из найденных моих скопинских предков-крестьян. Он родился примерно в 1595 году...
...Всего же мне удалось "воскресить" среди моих прямых предков минимум 13 священников и около 30 других церковнослужителей (диаконов, дьячков, пономарей) и их жен (которые в подавляющем большинстве были также из семей церковников)...И у всех у них была длинная церковная родословная. Их предков можно проследить в различных документах в качестве церковнослужителей храмов сел Рудинка, Затворное, Чернава, Муравлянка, Хворощевка, Кельцы вплоть до 1670-х годов...Самый же древний из найденных мной моих предков-священников, поп Июда (прим. 1605-1690), до перевода в построенный в 1674 году Дмитриевский храм Хворощевки, согласно данным из Ряжских писцовых книг 1629/1631 гг., вероятно, служил в Скопине в Пятницком храме при дворе дяди царя - боярина Ивана Никитича Романова...Во всяком случае других церковников с таким довольно редким именем в храмах Скопина и скопинских сел в то время не было...
Любопытно, что ближайшая родня этих моих предков во время учебы в Рязанской духовной семинарии в первой половине 19 века почти поголовно получили другие фамилии. Кого-то стали именовать по названию родителького храма Преображенским, Никольским, Спасским и т.д., младший брат моей пра...прабабушки стал Гиацинтовым (у преподавателя присвающего новые фамилии в это время был "цветочный период") , ее троюродные братья поучили фамилии Левитов и Левитский (от Левит - священнослужитель у древних евреев и одна из книг Ветхого Завета), еще один ее дальний родич стал Америковым (у препода был "географический период"), а другой стал Липяговым - по названию села откуда он был родом...Кстати, один из потомков этого Липягова перед революцией был депутатом Государственной Думы:
Сергей Семёнович Липягов (март 1867 — после 1919), Депутат Третьей Думы, 1910 г.
В 1670-1671 годах 1-й выборный полк генерала Агея Шепелева, в котором служили мои скопинские предки, сыграл значительную роль в подавлении восстания разинцев...При этом так уж прлучилось, что воевать моим предкам пришлось в т.ч. и против своих ближайших родичей. Ибо среди бунтующих донских казаков было немало и выходцев из под Скопина...Во-первых, скопинцы вообще издревле имели теснейшие связи с донцами и часто сами уходили казаковать на Дон. А во-вторых, еще в 1666 году, за несколько лет до восстания Степана Разина, во-время другого выступления донских казаков под руководством ближайшего сподвижника Разина атамана Василия Уса, ставка бунтовщиков некоторое время располагалась как раз вблизи Скопина, в моем родовом селе Горлово. И многие крестьяне из Горлово и окрестных сел тогда присоединились к казакам и ушли вместе с ними на Дон...
В 1650-1660 годах минимум десяток моих скопинских пра...прадедов служили драгунами (капрал Анафрей Ухарев, Степан Веселой, Павел Красного, Гаврила Дектерев, Ульян Карего, Харитон Спицын (Синицын), Яков Гусев, Селиван Солтанов, Семен Кубышкин, Потап Третюхин). Они принимали участие в сражении при Верках, в Конотопской битве, вероятно, в Каневском сражении и т.д...
...А еще ранее, в переписях 1630-1640 годов кое-кто из моих предков со стороны матушки был зафиксирован в качестве скопинского стрельца (Белоус, Савидовы, Ореховы) или записан сторожевым казаком (например, Жеребец и Ведищевы)...К слову, казаки Ведищевы имеют отношение и к родословной писателя Захара Прилепина.:) Скопинские предки которого были соседями некоторых моих предков (его родовое село Казинка находится всего в 5 км. от села Лазинка, в котором жили мои пра...прадеды)...
По каким-то причинам (скорее всего из-за быстрого перемещения российской госграницы далеко на юг) эти казаки, стрельцы и солдаты в начале 18 века (а кто-то и раньше) были переведены властями в дворцовые крестьяне....К примеру, в переписи 1678 года все жители одного из моих родовых сел Кельцы еще писались козаками (именно через "о"), но в переписи 1710 года всех жителей зафиксировали уже в качестве солдат: "В том селе салдаты что в переписных книгах прошлого 186 году написаны козаками..."А еще через 6 лет, в ландратной переписи 1716 года все келецкие солдаты вдруг стали дворцовыми крестьянами: "того ж села новоприверстанные крестьяне которые написаны были в переписных книгах 710 году солдатами"...Формально дворцовые крестьяне считались свободными, а их главной обязанностью было поставлять к царскому двору и в армию "столовые запасы"...Скопинские крестьянские хозяйства использовались в основном для обработки царской десятинной пашни и "выращивания скота, особенно молодняка..." источник
...А в 1732 году села Скопинской дворцовой волости "были приписаны к новоучрежденной дворцовой Конюшенной канцелярии. В результате местные крестьяне стали называться коннозаводскими. Большая часть их повинностей отныне была связана с разведением лошадей для нужд армии на окрестных конных заводах..." И далее на протяжении примерно 130 лет главной обязанностью скопинских крестьян было выращивание овса, заготовка сена, строительство и ремонт конюшен, зерновых амбаров и т.д. и т.п....Впрочем, наши скопинцы и себя тоже не забывали...Например, старший брат одной из моих пра...прабабушек Екатерины Грешневой каким-то образом смог так много заработать, что даже спонсировал постройку в 1812 году каменного храма в Липягах (об этом можно прочитать в моей прошлой заметке)...
...Значительная часть моих предков по линии матери были крестьянами минимум 250 лет - еще с переписей 1630-1640 годов...Но кем они были до этого точно неизвестно...В Смутное время Скопинская земля подверглась сильному разорению, а после набега запорожцев гетмана Сагайдачного в 1618 году эта территория была опустошена практически полностью. Погибло или ушло с насиженных мест почти все население...
Но в 1620-е годы Скопин и окрестности стали вновь быстро заселяться. Этому весьма способствовало то, что эти земли были вотчиной всемогущего боярина Ивана Никитича Романова - дяди царя...На службу к нему и под его защиту стремились перейти жители не только из близлежащих сел и деревень, но и переселенцы из других регионов...Причем, вероятно, не только крестьяне..."Немалое число бывших служилых людей и их дети вынуждены были после Смутного времени скитаться по Руси, добровольно записываясь в бобыли и работники." Просто чтобы не умереть с голоду..."многие помещики после Смуты бросали свои земли и шли в боярские дворы или в монастыри в служки"...
Судя по фамилиям скопинцев очень может быть, что предками как минимум некоторых из них были сироты погибших детей боярских из соседних Ряжска, Пронска, Данкова...Фамилии ряжских детей боярских носили, например, мои предки Спицыны, Кочергины, Свиридовы, Веселой, и т.д. (тот же мой пра...прадед Степан Киреев сын Веселой вполне мог быть сыном зафиксированного в ряжских десятнях 1579, 1591, 1594 и 1597 годов и, вероятно, погибшего в Смутное время сына боярского Ширяя Иванова сына Веселого - в те времена многие имели по два имени, одно крестильное, а другое мирское, т.е. Ширяй одновременно мог быть и Киреем)...Но, конечно, это может быть и простым совпадением...Хотя, навряд ли...Косвенно в пользу того, что предками многих скопинских крестьян были люди из воинского сословия, говорит хотя бы тот факт, что Скопинский р-н был на одном из первых, а возможно и на 1 месте в СССР по числу Героев Советского Союза в пересчете на 100 тыс. жителей (Героев среди скопинцев было в 4,5 раза больше, чем в целом по СССР - 26 Героев на 100 тыс. жителей против 5,9 в среднем по СССР)...Кстати, и некоторые из моих скопинских дальних родичей также оказались в числе этих Героев, например, Овчинников Максим Михайлович из Муравлянки и Пирязев Андрей Никифорович (1916—1983) из Вязовенки...
...Также среди моих скопинских предков в 17 веке оказалось неожиданно много вероятных переселенцев "из черкасских городов", а возможно и из более западных регионов (с фамилиями Борсук, Борана, Подкопай, Щедра, Хир и т.д.)...Которые бежали с территории нынешней Украины в 1640 -1660-х годах от геноцида со стороны поляков и от бесконечной череды войн и восстаний...Кстати, любопытно, что один из этих черкас, Степан Иванов сын Борсук (примерно 1660 г.р.) является моим просто таки сверхпредком! Ибо он приходится мне прапра...прадедом сразу аж как минимум по 7 предковым веткам!:)...Подробнее об этом можно прочитать здесь: "ПОСКРЕБИ, РУССКОГО, НАЙДЕШЬ..."
...А теперь перейдем к моим предкам по отцу...
Моя бабушка с этой стороны Александра Лазаревна Говядина (1912-1970) была родом из старообрядческой слободы Злынка Черниговской губернии (в результате произошедших в 1920-е годы нескольких обменов территориями между Украинской ССР, Белорусской ССР и РСФСР городок Злынка сейчас находится на крайнем юго-западе Брянской области России)...
.
Моя бабушка Александра Лазаревна Брагина (в девичестве Говядина) (1912-1970). Фото примерно 1930 года.
Предки у бабушки были старообрядцами. Но ее отец Лазарь Семенович Говядин происходил из крестьян, а мать Елизавета Сысоевна Евстифеева была из мещан. Несмотря на принадлежность к разным сословиям, и отец и оба деда моей бабушки зарабатывали на жизнь одним и тем же - они были, как и многие другие жители Злынки каменщиками. Причем, одними из лучших в России... Именно их, вместе с сотнями других каменщиков из Злынки приглашали строить самые красивые и сложные здания и сооружения в Чернигове, Киеве, Одессе, в Крыму, в Варшаве, в Петербурге и в Москве...
Всё это построили в т.ч. и мои предки из Злынки
А это мой прапрадед Сысой Иовович Евстифеев (1855-?), моя прапрабабушка М.М. (1862-?) и моя маленькая прабабушка Елизавета (1883 -1970) с братиком Андреем...Фото примерно 1891 года:
Отцом Сысоя Иововича Евстифеева был мещанин Иов Петрович Евстифеев примерно 1804 г.р., а вот кто были родители Иова неизвестно. Также не удалось точно определить и родителей Лазаря Семеновича Говядина...Есть как минимум два варианта, но какой из них верный пока непонятно...
...К огромному сожалению, во время Великой Отечественной войны многие документы в архивах Брянской и Черниговской областей в результате военных действий были безвозвратно утрачены и составить более-менее полную родословную по предкам моей бабушки Шуры теперь навряд ли когда-нибудь получится:(...
Точно известно только то, что первые Говядины (Говядиновы) в Злынке были зафиксированы в "переписной книге раскольничьих слобод обретающихся в Малой России в Стародуб и в Чернигов полках" за 1736 год...Согласно данным из этого документа слобода Злынка была основана в 1703 году и примерно с этого же времени ее жителями являлись братья Федор Сергеев сын Говядинов и Иван Сергеев сын Говядин (обоим в 1736 году было примерно по 50 лет) с семьями и престарелой матерью вдовой Анной Никитичной (около 70 лет)...Которые с их слов когда-то были крестьянами "помещика Ивана Исаева сына Скрыпицына из Галицкого уезду из села Бокланова". От этого помещика они якобы ушли "тому лет 40" (т.е. примерно в 1695-1699 годах)...
...Но скорее всего Говядины по каким-то причинам схитрили и дали переписчикам не совсем верные сведения о начальной точке своего исхода. Ибо ни в переписи за 1719 год, ни в писцовых книгах за 1709, 1678, 1646 и 1626 годы никаких следов Говядиных в Бокланово Костромской губернии обнаружить, к сожалению, не удалось...
...Из открытых источников известно, что вообще впервые Говядины упоминаются в 1526 году в Суздали (крестьянин Григорий Иванов сын Говядин)...Постоянным местом проживания Говядиных в то время скорее всего была деревня Говядиха под Ковровом (Владимирская губ. недалеко от Суздали), куда Говядины, вероятно, были выселены в конце 15 века из Новгородской земли... http://gavposad-kraeved.ru/ischeznuvshie-syola-i-derevni/gribchixa/
Следующие упоминания о Говядиных (Говядиновых) относятся к середине и концу 16 века. В актах и десятнях 1566 и 1581 годов среди служилых людей Нижнего Новгорода зафиксирован некий род местных дворян (или детей боярских) Говядиновых...
В таможенных книгах Курска за 1626/28 года зафиксирован посадский человек Петр Говядин из Брянска...
Несколько семей купцов и мещан Говядиных (Говядиновых) извстны с середины 17 века в Кашине (Тверская губ.) и в Ростове (Ярославская губ.)...
Кроме того известно, что в 1767 году войтом (главой) Злынки являлся Иван Говядин (наверняка это или мой прямой предок или его брат)...
А в 1854 году епископом (по другим данным архиепископом) старообрядческой Древлеправославной Церкви Христовой (с центром в Новозыбкове, рядом с Злынкой) короткое время был Семен Антипович Говядин:
Вероятно, он также какой-то мой родич...
Но никаких 100% доказательств моего родства со всеми вышеупомянутыми людьми у меня нет. Все только на уровне предположения...
...Кстати, интересно, что среди старообрядцев Злынки и соседних слобод были не только великороссы, но и малороссы, а также поляки (в т.ч. из Варшавы), крещенные евреи и даже тверские карелы...
В принципе, это практически вся основная достоверная информация по предкам и вероятным родичам моей бабушки Александры Лазаревны...Что-то еще о них можно прочитать вот здесь: http://rusfact.ru/node/76794
Далее...Мой дед со стороны отца, летчик-штурмовик Александр Алексеевич Брагин родился в деревне Красная Слобода (ныне Красненькая) на окраине Тамбова...
Мой дед Александр Алексеевич Брагин (1913-1943)
Его родители, а также его дедушки и бабушки Брагины, Зубревы, Лоскутовы и Баландины были государственными крестьянами. Как они зарабатывали на жизнь мне пока неизвестно. Есть данные только по одному из моих прапрадедов Степану Алексеевичу Зубреву (1854 г.р.), который был женат на мещанке Татьяне Петровне и несколько лет в 1880-х годах служил волостным писарем в Изосимовской волости под Козловом (волостной писарь это примерно как сейчас нотариус в большом селе)...Мать Степана Зубрева Акулина Ильинична (1815 г.р.) также была из мещан, а его дед Илья Маркович Евдокимов (примерно 1780 г.р.) был обер-офицером и служил надзирателем в Тамбовском военно-сиротском отделениии (это было что-то типа кадетского корпуса для солдатских детей)...
Госкрестьянами мои тамбовские предки стали где-то после 1850 года, а до этого в различных документах они фиксировались как однодворцы и как ямщики...
Справка: "Однодворцы — сословная группа в Российской империи, юридически существовавшая в нач. XVIII - сер. XIX вв. Являлись главным образом потомками служилых людей XVII века (детей боярских, стрельцов, казаков, дворян и других). Однодворцы были лично свободными (не были закрепощены), имели во владении землю, на которой жили, а также имели право на владение крепостными крестьянами в своих усадьбах..."
Ямщики — служилые люди, главной задачей которых было обеспечивавать правительственные органы бесперебойной связью. Прежде всего ямщики развозили чиновников, доставляли важные депеши и грузы...Занимались они и перевозкой частных лиц, но по особому разрешению (частному лицу необходимо было получить т.н. подорожную грамоту)...Впоследствии на ямщиков была возложена и обязанность поддержания почтовой связи...В Тамбове ямщики первоначально (в XVII веке) набирались из числа казаков и детей боярских...
Ямщики с их нелёгкой и важной государственной службой были на особом счету и имели ряд привилегий. Например, ямщики не платили налоги, освобождались от тягла и от воинской обязанности, получали в собственность землю...Их служба неплохо оплачивалась...Неудивительно, что находилось много желающих «пойти в ямщики». Однако отбор был весьма строгим... https://radiovera.ru/jamshhiki-na-gosudarstvennoj-sluzhbe.html
Служба ямщиков была пожизненной и наследственной. К середине XVIII в. они превратились в небольшую замкнутую корпоративную группу населения, жившую отдельными слободами...https://mke.su/doc/YaMSchIKI.html
В 18 веке мои предки служили в ландмилиции, а также в других частях, которые набирались из однодворцев...Например, в Тамбовском Мушкетерском полку, который участвовал в знаменитом Щвейцарском походе Суворова через Альпы в 1799 году...
Однодворцами и ямщиками мои тамбовские предки указывались в документах где-то с 1715-1720-х годов. А до этого они были полковыми казаками, выборными солдатами, стрельцами, пушкарями и детьми боярскими...Значительная их часть была потомками тех служилых людей, которые в 1636 году основали Тамбов как пограничный форпост Белгородской черты...Им и их предкам пришлось выдержать 86 осад города со стороны крымских татар, ногайев, воровских казаков и др. врагов..." источник... Кстати, последний набег крымских татар на тамбовскую землю был совершен в 1737 году... источник
Некоторое мои тамбовские предки во время отражения этих набегов погибли...Так, например, мой пра...прадед полковой казак Тимофей Бизяев был убит в бою с крымскими татарами в 1659 году...
Интересно, что кое-кто из моих тамбовских предков служил в той же воинской части, что и мои скопинские предки:) А именно в 1-м выборном полку генерала Агея Шепелева...И им точно также пришлось в 1770-1771 годах участвовать в подавлении бунта разинцев...Опять же воюя в т.ч. и против своей кровной родни (среди тамбовских казаков и выборных солдат было немало выходцев с Дона, а на Дону и Хопре было множество беглецов из под Тамбова)...
Некоторые из моих предков (например, Новгородцевы и Алябьевы) в переписи 1704 года по селу Саюкино были записаны дворянами...Под Тамбовом они появились примерно в 1702 году...
Их 200-летний путь до Тамбова проще всего показать в виде родословного древа:
Моя пра...прабабушка дочь однодворцев, а до того дворян Прасковья Ильина дочь Новгородова (Новгородцева) вышла замуж за моего пра...прадеда, потомка полковых казаков и выборных солдат, однодворца, Василия Фатеева сына Брагина (прим. 1714 г.р.) приблизительно в 1740 году...Про ее предков дворян и детей боярских известно не очень много...Но известно, например, что еще ее деды и прадеды Новгородовы имели около 200 га земли в деревне Новгородова (сейчас Губино под Лебедянью) и несколько дворов с крепостными крестьянами...А ее пра...прапрадед Кузьма Тимофеев сын Новгородов (прим. 1575-1635), был среди первых русских поселенцев Елецкого уезда. Вместе с братьями и сыновьями он владел примерно 500 гектарами земли и десятком дворов с крепостными в 5 или 6 деревушках по берегам красивейших рек Красивая Меча и Воргол:
Река Красивая Меча
Река Воргол
Во времена, когда мои предки жили по берегам этих рек - это была граница. И мои пра...прадеды Новгородовы по сути были пограничниками....
Кстати, уже упомянутый здесь мой предок Кузьма Тимофеев сын Новгородов в 1620-х годах пытался бодаться с самим дядей царя - с боярином Иваном Никитичем Романовым. Люди которого внаглую регулярно грабили елецких детей боярских, в т.ч. и моего предка...
"Люди Ивана Никитича, пользуясь высоким положением своего патрона, постепенно начали притеснять ельчан. Вскоре притеснение это приняло самые откровенные формы грабежа и насилия.
Люди боярина отрядами в 40—50 человек нападали на деревни и села Елецкого уезда ночью и днем. Они вывозили крестьян и бобылей, грабили имущество, «жен и дочерей позорили», жали засеянный ельчанами хлеб и забирали себе, угоняли коров и лошадей.
Елецкие воеводы предпочитали не связываться с людьми боярина, и даже, когда ельчане приводили их пойманных с поличным, то никакого наказания они не получали... Наконец в 1628 году ельчане решили написать в Москву царю Михаилу и патриарху Филарету жалобу на действия холопов боярина Ивана Никитича..."
Подробности можно прочитать здесь: https://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-16-17-v/pokolenie-smuty/
Самое любопытное, что люди Романова были в основном скопинцами с фамилиями некоторых моих скопинских предков. Т.е. получается, что родня моих предков по матери в начале 17 века грабила моих предков по отцу:)
...А вот деревня Алябьево в Мценском уезде, которую в начале 17 века основали мои предки дети боярские Алябьевы:
Правда, эту красоту построили не мои предки, а совсем другие люди. Примерно через 200 лет после того, как мои пращуры эту деревню продали...Но все равно приятно:)
А это фамильный герб дворян Алябьевых:
Навряд ли это герб моих прямых предков...Хотя...По моим прикидкам мой пра...прадед Василий Михайлов (?) сын Алябьев (примерно 1565-?) вполне мог быть троюродным братом руководителя первого антипольского ополчения (1608-1609 годов) воеводы Нижнего Новгорода Андрея Алябьева...
И последнее....Может быть не совсем в тему, но по моему очень хорошо о крестьянах сказал мой вероятный дальний родственник (его предки тоже когда-то жили в скопинском селе Хворощевка) Александр Самоваров:"...Сейчас я жалею, что не крестьянин. Я жалею, что не могу взять кусок земли и построить собственными руками дом, и обрабатывать эту землю и жить тем, что она дает. И чтобы ко мне никто не лез ни с коммунизмом, ни с социализмом, ни глобализмом.
Лев Толстой ведь когда устремился душой к миру крестьян? Его довольно рано начал мучить страх смерти, и писатель обратил внимание на то, как спокойно и бесстрашно умирают крестьяне. Всю жизнь связанные с природой, крестьяне принимали смерть, как язычники, уверенные, что есть круговорот в природе, что ничто и никогда не исчезает бесследно и во всем есть смысл.
А пока крестьянин жив, он бодр и весел. Он просыпается утром и тело его, как железное, так он силен, так натренированы его мышцы, и сила жизни и веселье переполняет его. Его не мучают мысли о смысле жизни, не мучают абстрактные размышления, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет..." https://proza.ru/2010/10/31/1148
...Иногда я тоже жалею, что не крестьянин...И никогда не жалел, что мои предки были крестьянами...
...На этом по данной теме у меня пока все...А вывод из всего написанного самый простой: во все времена все люди, даже казалось бы из одного сословия, были разные...И нередко АБСОЛЮТНО разные...Как по достатку, так и по происхождению, да и по всему остальному...Это просто факт...РусФакт:)
Александр Брагин