Однажды довелось прочесть забавную историю от американца, женившегося на русской, которая родила ему первенца. Воспитанием ему было некогда заниматься, поэтому на ребёнка, как и положено, насела женская диаспора из России с мамой, бабушкой, сёстрами и тётями. В итоге русский язык ребёнок начал осваивать гораздо быстрее, чем английский. И одним из первых слов, которое он внятно произнёс, было слово «дай». Так вот, этот самый американский папаша сначала какое-то время пребывал в небольшом шоке, потому что «дай» в английском языке это «умри» (die). Американец тогда смеялся в том ключе, что русских с пелёнок воспитывают весьма сурово. И к чему, спросите вы, было это предисловие? К тому, что это самое «дай» сейчас является самым главным словом для всех горячечных патриотов с бывшей Украины.
«Дай, дай, дай», — звучит из телевизора, радио и вообще любого утюга, способного транслировать мысли укромовных и не очень громадян. «Дай, дай, дай» заполонило весь украинский сегмент интернета. Дай! Дайте! Пусть дадут! Вот если бы нам дали! Нам дали, но мало! Дайте нам, а не то!
Смотришь на это всё и не понимаешь, откуда у евроукров такая лютая ненависть к советской власти? Ведь именно она и была той единственной и неповторимой, которая давала, давала и снова давала Украине всё, что ей нужно было и даже больше. При этом совершенно безвозмездно.
Промышленность, атомные станции, больницы, многоэтажки под бесплатное жильё, метро, доступ в космос, флот и много чего ещё. Перечислять можно долго. Но теория о благодарных поколениях потомков в случае с укрогражданами (да и не только с ними) в данном случае не сработала.
Знаете, как на Украине сейчас объясняют своё житьё-бытьё в прошлом веке? Жила-была незалэжная Украина, оккупированная царской Россией. Потом Россия распалась, и Украина стала сама по себе. Но пришли злые коммуняки, которые опять Украину поработили. Потом пришли добрые немцы, которые Украину освободили. Но потом через пару лет злые коммуняки снова вернулись и опять захватили незалэжную нэньку, которая пробыла под москальским гнётом аж до 1991 года, после чего вырвалась на благодатные просторы и жила прекрасно, пока злые москали опять не вернулись, чтобы съесть всё украинское сало.
Немаловажным моментом данного рассказа является обязательное уточнение, что Украина, находясь под оккупационным гнётом советской России, чтобы не заскучать и разнообразить свою жизнь в тоталитарном московском ГУЛАГе, на досуге, вопреки коммунистам и назло лично Сталину, строила себе атомные станции, сталелитейные заводы, фабрики, больницы, мосты, дороги и прочие обязательные инфраструктурные объекты, без которых в Евросоюз не принимают. Всё это построено руками украинцев! Это не менее обязательное уточнение, как и то, что Берлин брали одни только украинцы, потому что 1-й Украинский фронт назывался украинским не просто так.
Если спросить у такого рассказчика, почему же вы теперь остановились и ничего больше не строите последние 30 лет? Где ваши незалэжные достижения? Рассказчик либо назовёт вас агентом Путина, либо примется объяснять, что все эти годы им опять мешали москали, которые есть не могут, только и мечтают, как бы ещё нагадить успешному и процветающему шароварному соседу.
При этом такую штуку, как пресловутая дружба народов, украинские патриоты отрицают категорически. В ответ на любые пассажи о дружбе они начнут предъявлять тысячелетия голодоморов, которым москали подвергали свободолюбивых евроукров. Если же вы решите возразить, предъявив, например, демографическую статистику, из которой видно, что при СССР предки нынешних укрограждан размножались так, как не размножались более никогда в своей истории, а сейчас, при независимости, почему-то вымирают, вам ответят, что это злым москалям нужна была украинская рабочая сила. А теперь, когда эта сила стала им недоступна, они делают всё, чтобы поголовье укрограждан сократить. Словом, если бы не было России, на Украине полностью исчез бы смысл жизни и нечем было бы объяснять собственные неудачи.
Как-то довелось прочитать о том, что лидером по числу партийных граждан в СССР на Украине была Галиция — западная её часть, недавно, можно сказать, присоединённая и вместе с остальным населением коммунизм изначально не строившая. Почему же так случилось? А потому что это было выгодно. Потому что партийность давала преференции. Когда в Галицию зашли немцы, вчерашние горячие фанаты ЦК КПСС тут же побежали сдавать друг друга, сверкая пятками. Сдавать и пытаться вступать в модную Национал-социалистическую немецкую рабочую партию.
Дружба народов — одна из основных фишек советской идеологии, при помощи которой планировалось постепенно склонять иностранные государства к отказу от капиталистического строя в пользу строя коммунистического. Сначала была идея провернуть это военным методом, но не сложилось. Решили играть в долгую, принявшись раздавать всем сёстрам по серьгам. Всяким Казахстанам и Азербайджанам подарили государственность, Прибалтику сделали главной витриной для Запада. Горячо поддерживали Кубу, Африку, страны арабского мира. Но так, как поддерживали Украину, пожалуй, не поддерживали никого. Украине подарили часть Восточной Европы, Крым и Донбасс. Украину старательно украинизировали, насаждая мову в течение всех 75 лет советской власти. Армия, флот, ядерное оружие, а также полное отсутствие отрицательного баланса на момент обретения незалэжности. Все советские долги взяла на себя Россия как правопреемник. Остальные советские республики, отпущенные в свободное плавание, также, кстати, обнулили свои долговые обязательства.
Но была ли дружба народов при СССР? Была, но это была дружба с народами. Русские дружили со всеми, и, как им казалось, могли рассчитывать на взаимные симпатии. Но эта самая тема дружбы народов работала лишь в русской среде, среде русскоязычных и русских по духу людей, будь они бурятами, абхазами или карелами. И работала она потому, что ещё дедушка Ленин заявлял, что все наши друзья из малых республик должны сидеть у себя в кишлаках и строить коммунизм дома, а не переться всем аулом в Москву. В таких, можно сказать тепличных, условиях дружба народов работала прекрасно. Русские любили таджиков, узбеков и прочих казахов издалека и были очень довольны. А тем временем в среде тех самых малых народов с дружбой народов получалось не очень. Это для русских было всё равно, кто ты: ингуш, лезгин, аварец или чеченец, — а они там среди себя разбирались в этом очень чутко и впадать в утопические мечты о тотальной дружбе не спешили.
В России массово начали кое-что понимать о несостоятельности дружбы народов в девяностые годы, когда русских в бывших советских республиках начали просто убивать. Мои знакомые, жившие в Азербайджане, вынуждены были в один день навсегда бросить свою квартиру и сбежать в Россию с парой чемоданов, просто чтобы спасти жизнь. Свою квартиру и оставшееся имущество они больше никогда не увидели. И при этом слышали ли вы когда-нибудь, чтобы за геноцид русских выплачивали какие-нибудь репарации в каком-нибудь Казахстане или Таджикистане? Вот и я не слышал. Зато тема выплаты русскими денег всем на свете, кто пострадал со времён Ивана Грозного, включая немцев, всплывает в информационном поле постоянно.
Так вот, возвращаясь к нашей любимой Украине. Среди бывших союзных республик именно она (не считая Белоруссии) максимально долго оставалась дружественной к России и русским. Почему? Потому что на Украине с Белоруссией тоже живут русские люди. Именно поэтому некоторым поплохело, когда стало понятно, во что выливается последний украинский майдан. Когда из Украины начали делать настоящую бомбу для России, многим неглупым людям стало жутковато от осознания той мысли, что «нашим западным партнёрам» удалось получить под собственное управление миллионы русских людей, которые от русских из России не отличаются ни внешностью, ни речью. Идеальные исполнители терактов. Идеальные агенты внедрения. И отголоски дружбы народов им не помешают. Даже те, кто воспитывался в советские времена, благополучно забыли о русском братском народе. О тех, кто родился уже в годы незалэжности, и говорить не приходится.
Большинство людей к хорошему привыкает быстро. Но некоторые ещё научились это самое хорошее забывать. На Украине находили возможным не стесняться воровать газ из российских труб. А шо такова? На Украине радовались, отказываясь возвращать России кредитные долги. Хвастались участием в Чеченских войнах на стороне террористов. На Украине даже не почесались по поводу выплат за сбитый ТУ-154 над Чёрным морем в 2001 году. Тогдашний президент пан Кучма, помнится, призвал «не делать из этого трагедию». Спрашивается, за что такая чёрная неблагодарность?
В общем, уже в нулевых стало понятно, что нежное отношение к УССР не принесло России никакой пользы. Все добрые дела были забыты моментально. Освобождённые от братских пут младоукры платили россиянам чёрной неблагодарностью. А ведь как носились с ними, как носились.
Сейчас на Украине воют по поводу того, что коммунисты зажимали всё украинское, что в корне неверно. Внедрять мову в УССР принялись с первого дня её образования, ещё в 1919 году. Более того, весь этот романтический флёр украинской культуры с её галушками, салом, горилкой, вязанками лука, весёлой хуторской жизнью и боевыми подвигами казаков, словом, всё, за что многие россияне до сих пор всё ещё, как им кажется, любят Украину, активно внедрялось при советской власти. Кино, музыка, мультфильмы, литература — всё это работало на подъём авторитета малых представителей советских республик, среди которых республика украинская была однозначно на первом месте как самая братская.
Есть такие люди, которые любят цеплять на себя образ жертвы. Наверняка у вас были такие знакомые. Делают они это по вполне меркантильным причинам, чтобы получать от разжалобившихся окружающих различные материальные поблажки и дары. При этом по жизни они ведут себя так нагло, что совсем никак не вяжется с их жертвенной ролью. Украина как раз такая. И такой она была всегда. Достаточно почитать письма Мазепы и прочих гетманов ещё царю Петру: одна сплошная лесть и нажим на жалость с обязательным «дай» в конце. Причём упомянутый пан Мазепа ещё и врал русскому царю так неприлично, что мог бы с такими навыками и сейчас претендовать на пост президента Украины. Играть в дружбу с такими ребятами бесполезно.
Ну а как там с дружбой народов сейчас? Времена коммунистической романтики остались в прошлом. Нужно полагать, навсегда. Пришли времена капитализма, подразумевающего с другими государствами отношения по типу «ты — мне, я — тебе». Тем не менее Россия остаётся Россией: сочувствующей и всепрощающей.
Помните ту историю с бесплатной поставкой электричества в обесточенную Абхазию, превратившейся во всесоюзный центр добычи криптовалют? У нас это назвали «рукой помощи».
Или вот эта загадочная тема списания долгов. Как пишут в прессе, за последние 18 лет РФ списала более 140 миллиардов долларов долга. В числе прощённых были Куба, Ирак, Вьетнам, Сирия, Монголия и ряд стран из Африки. В обмен на что? На хорошее поведение, которое некоторые из упомянутых стран иногда демонстрируют при голосовании в ООН.
Тем не менее бесконтрольная раздача подарков со стороны России сильно притухла. А в отношении некоторых ребят она и вовсе прекратилась. Например, в отношении Украины. Любая поблажка в её адрес уже встречается и будет встречаться в обществе в резкие штыки. И это правильно. Поэтому строить, ремонтировать, улучшать и наводить порядок Россия будет только на тех украинских территориях, которые станут российскими. Остальное же дикое украинское поле вольно водить дружбу с немцами, французами, англичанами и прочими специфическими ребятами, взирающими на Украину, как волк на овцу.
Словом, халява закончилась. Евроукры делали всё, чтобы русские их начали ненавидеть: трепали нервы, издевались, паясничали, откровенно врали, занимались убийствами, устраивали теракты. И наконец их услышали. Услышали, увидели и сосредоточились. Украинские патриоты очень хотели попасть в центр внимания Москвы, и вот они добились своего. А всё почему? Потому что дары по дружбе их уже устраивать перестали. Всякие там кредиты, Таможенный союз, закрытие глаз на воровство газа, оплата аренды военных баз в Крыму, использование украинских портов, активная торговля — всё это укропатриотов уже не интересовало. Они захотели кусок шкуры русского медведя, для чего решили пустить к себе НАТО. Захотели немного пограбить, захотели репараций за «голодоморы», возможно, даже земель. А теперь они изо всех сил корчат из себя жертву, призывая весь мир к войне с Россией.
Удивительно, но так случилось, что многомиллионная страна полностью утратила память и разум. Забыли всё хорошее, запомнили только плохое плюс много плохого выдумали и в выдуманное поверили. И теперь носятся с обломками российских беспилотников и ракет с криками о том, что, мол, поглядите на этих добрых русских, что они себе позволяют!
Есть, конечно, небольшая вероятность того, что какой-то запас глубинной нежности в душе людей из Кремля к Украине ещё остался. Тот запас, который в будущем когда-то поможет украинским остаткам, если таковые вообще будут, строить у себя какую-то новую государственность. Но в основном, конечно, хочется, чтобы фирменная российская дружба народов как в отношении Украины, так и всех наших южных соседей уже закончилась раз и навсегда. Потому что, как выяснилось путём горького опыта, некоторые ребята понимают только по-плохому, а любое проявление доброты считают слабостью. А времена нынче такие, что демонстрировать слабость — непозволительная роскошь.
Сергей Донецкий,
специально для alternatio.org