В автономной республике Гагаузия, являющейся частью Молдавии, как мы уже писали, прошёл референдум по вопросу самоопределения. Результаты: практически поголовно гагаузы за союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Итак, результаты.

1) В случае утраты Молдавией суверенитета и вхождения её в состав Румынии — 98% гагаузов за самоопределение автономии.

2) Между внешнеполитической ориентацией Молдавии на Евросоюз и Таможенный (а через год Евразийский) союз — 98% выбрали Таможенный.

3) 97% проголосовали против интеграции в Евросоюз.

Власти в Кишинёве, напомним, заранее объявили референдум в Гагаузии «незаконным», хотя аргументов у них нет.


Подробности:

Коллаж © KM.RUГагаузия показала пример Украине

Александр Романов

Референдум, прошедший 2 февраля, завершился разгромной победой сторонников присоединения к Таможенному союзу

Гагаузия все-таки сделала это! Провела в воскресенье референдум, как и обещала, несмотря на активное противодействие молдавских властей, предчувствовавших его итоги. Как заметил вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, «молдавские евроинтеграторы в бешенстве».

Результаты превзошли все ожидания: 98,4% проголосовавших высказались за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Таким образом, коммунисты республики, агитирующие за то же самое, получили возможность существенно усилить свои позиции.

Хотя референдум носит консультативный характер и никакой юридической силы не имеет, его политические последствия переоценить трудно, поскольку он стал очевидным тормозом провозглашенному правительством курсу на евроинтеграцию. Кроме того, воскресный плебисцит открывает дорогу подобным референдумам в других регионах.

Гагаузские власти удивлены неожиданно высокой явкой населения, которая превысила 70% при пороге в 33%. В голосовании приняли участие 70 700 человек, что составляет 2,67% от всех избирателей Молдавии. «Феноменальный результат явки! Впервые в истории Гагаузии 70,42% проголосовавших! Читайте! Завидуйте! Наш голос прозвучал на весь мир!» – написал башкан (глава) автономии Михаил Формузал.

Всячески мешая организации референдума, Кишинев добился обратного эффекта. Центральные власти объявили референдум незаконным, прокуратура возбудила уголовные дела против его организаторов (депутатов гагаузского Народного собрания) и стала вызывать их на допросы, а счета автономии были заблокированы, чтобы та не смогла оплатить текущие расходы на голосование. Последний вопрос помогли решить местные бизнесмены.

Гагаузские власти, наоборот, через СМИ призвали население принять участие в референдуме. Перед плебисцитом в регионе распространялись листовки без выходных данных, из которых следовало, что Таможенный союз – это миллионы рабочих мест, снижение цен на электроэнергию на 30%, на газ – вдвое, а на бензин – втрое. Интеграция же в Европейский союз, сообщалось в листовках, – это безработица и подорожание электроэнергии на 40%, а бензина – сразу на 80%, пишет региональный «Коммерсант».

Кишинев прислал директиву, запрещавшую бюджетникам и силовикам участвовать в голосовании. В ответ Народное собрание Гагаузии понизило порог явки с 50% + 1 до одной трети избирателей, что, впрочем, оказалось излишним.

По данным ЦИК Гагаузии, за Таможенный союз высказались 98,47% (68 100 человек), против проголосовали 1,52% (1050). Интеграцию в ЕС поддержали 2,77% (1900), против высказались 97,2% (66 400).

Параллельно население Гагаузии проголосовало за то, чтобы автономия стала независимым государством, если Молдавия присоединится к Румынии (отложенный статус). За это высказались 98% опрошенных или 68 000 человек.

Интересно и то, как пройдет утверждение итогов референдума. Поскольку ранее суд Комрата своим решением запретил его проведение, то теперь для этого будет созван чрезвычайный съезд гагаузских депутатов всех уровней и созывов, в котором должны принять участие около 800 человек. В Комрате считают, что он придаст плебисциту даже больше политической значимости. Съезд должен состояться на этой неделе, на нем также планируется принять декларацию, в которой от правительства Молдавии потребуют учесть итоги голосования в его внешней политике.

Власти Гагаузии «использовали референдум для расшатывания ситуации на юге Молдавии и нагнетания противостояния с центром... Будет прорабатываться новый сепаратистский сценарий», – считает директор центра стратегических исследований Politicon Анатола Цэрану.

Политолог Богдан Цырдя не исключает, что примеру гагаузов могут последовать другие регионы страны – например, соседние с автономией Бессарабский и Тараклийский районы, где ранее прошли митинги в поддержку гагаузского референдума. Но даже если этого не произойдет, говорит эксперт, гагаузский плебисцит – это в любом случае сильнейший удар по суверенитету и целостности Молдавии. «Проведя его, гагаузы вышли из республиканского правового поля. В случае осложнения их положения они смогут заявить, что это был референдум за независимость», – говорит Цырдя.

Власти Молдавии пока воздерживаются от комментариев по поводу плебисцита. Оно и понятно: нужно же осознать, что это было и как с этим дальше жить. Главное, что все произошло демократическим путем, по существу ничего возразить нельзя. И само по себе оно вряд ли рассосется. Теперь нужно крепко чесать репу, а европейско-румынское будущее больше не будет казаться таким уж лучезарно-светлым.

Интересна еще одна грань этого референдума: он подал пример раздираемой политическим кризисом Украине, где восточные и южные регионы не желают подчиняться западным. На бытовом уровне это вполне понятно: западенцы часто бывает крайне неприятными людьми, каждое слово которых вызывает желание или сказать что-либо наперекор, или отойти в сторону. Региональный референдум как раз и предоставляет такую возможность.

«История с референдумом в Гагаузии – это лучшая иллюстрация того, что может произойти с Украиной, если центральная власть не свернет с тупикового пути национального развития и евроинтеграции. Потому что в Молдавии и на Украине проходят аналогичные процессы с опережением в несколько лет», – заявил в интервью ИА REGNUM шеф-редактор издания «Однако. Евразия» Семен Уралов.

«Самым интересным являются не результаты референдума, которые так или иначе прогнозировались, а сам прецедент. Дело в том, что ситуация с Гагаузией является знаковой для Украины. На Украине, как и в Молдавии, есть регионы, аналогичные Гагаузии, которым просто некомфортно в национальной и евроинтегрирующейся республике. В первую очередь это Крым и так называемая Новороссия с центром в Одессе. Если Восток Украины еще как-то представлен во власти в виде финансово-промышленных групп и региональных элит в рамках Партии регионов и Компартии, то южные регионы совершенно лишены права на самоуправление и идентичность. Так, в Одессе, Николаеве и Херсоне уже давно нет мэров, а губернаторами являются персонажи, скорее лояльные «донецким», нежели занимающиеся регионами. В Крыму еще два года назад была проведена полная политическая зачистка региональной политики, и вся полнота власти в руках у прикомандированного представителя «донецких». Однако любое действие всегда рождает противодействие», – отметил Семен Уралов.

Интересно, как отреагирует Европа на гагаузский референдум? Ведь это и есть та самая демократия, за которую она ратует, вкупе с правами меньшинств. Хотя, кажется, ее больше интересуют права совсем других меньшинств – тех, против которых в минувшее воскресенье протестовали полмиллиона парижан.