Обозреватель Александр Роджерс
24 апреля Закарпатье может объявить о создании независимой республики. Декларация независимости якобы будет приурочена к очередной годовщине со дня рождения Александра Духновича, одного из основоположников русинского движения в Карпатской Украине.
Это будет уже пятая декларация о так называемом выделении из состава Украины новых республик. Предыдущие четыре – это Луганская, Донецкая, Харьковская и Одесская республики.
Можно, конечно, с широко закрытыми глазами игнорировать наличие проблем и твердить мантру о «Единой Украине», или обвинять во всех бедах злобного Путина и его «зеленых человечков», но проблемы от этого не исчезнут.
Не лучше ли попробовать разобраться в причинах того, что регион за регионом намереваются отказаться от дальнейшего участия в проекте «Украина»? Таких причин ведь на самом деле несколько.
Во-первых, Украину долгое время пытались выставить моноэтничной, монокультурной, хотя это очевидная ложь. У нас есть украинцы, русские, греки, татары (уже преимущественно «были»), евреи, немцы, молдаване, белорусы, армяне и многие другие. Например, армянская диаспора в Украине одна из крупнейших в мире.
Еще в 2009 году я делал закрытый философский доклад «Духовный мультикосмос Украины». Отслеживал русинскую проблематику свыше семи лет. Изначально они хотели просто сохранения своей культурной самобытности – музеи, этно-фестивали, изучение своей культуры и истории. За несколько лет, пока их потребности игнорировались, их требования росли – и пару лет назад они уже хотели культурной автономии. Но и это игнорировалось, поэтому сегодня они пришли к идее независимости.
Во-вторых, миллионы граждан Украины не воспринимают антироссийской риторики и лозунгов типа «Геть от Москвы».
У нас около 350 лет совместной истории (если не учитывать Киевской Руси, тогда вообще больше тысячи). Мы вместе побеждали Польшу в 1654 году. Мы вместе отбивали у Оттоманской империи юг Украины и Крым. Мы вместе штурмовали «непобедимый» Измаил. Мы вместе отражали вторжения Наполеона и Гитлера.
У нас общая история и общая кровь. В Украине миллионы русских, а в России миллионы украинцев (только на заработках порядка трех-четырех миллионов, и еще больше на постоянном месте жительства). У нас миллионы смешанных браков и еще больше русско-украинцев, которых «чистокровные укры» (какой бред для любого этнолога!) презрительно называют «креолами». В правительстве Российской Федерации и сейчас восемь выходцев из Украины (и в СССР их было полно – Хрущов, Брежнев, Черненко и прочие).
А культурное пространство? Гоголь, Сковорода, Булгаков, Шевченко – все они неразрывно связаны с обеими культурами одновременно. И ими список далеко не исчерпывается.
Огромное количество людей считает Украину, Беларусь и Россию одним народом. А обелиск «Три сестры» на границе между ними – священным символом.
Наконец, разрыв отношений с Россией, который нам навязывают – это огромная, ничем не компенсируемая потеря рынков, контрактов, производственных связей. Это просто не рационально и не выгодно!
Поэтому когда нам предлагают, нет, чаще всего навязывают порвать с Россией, естественно, это вызывает возмущение, неприятие, отторжение и даже агрессию.
В-третьих, и это, возможно, самое важное, за двадцать три года не было создано внятного и привлекательного проекта «Украина».
Еще Кучма говорил «Вы скажите, что строить – я построю». Но никто с тех пор не дал внятного ответа на этот вопрос. Его же «Украина – не Россия», это не ответ, это неудачная попытка самоидентификации через отрицание (nihili). Также как «европейская Украина» – это не ответ, а клише, которое к тому же подразумевает вторичность, подчиненность и ущербность подобной самоидентификации.
У США был проект – они пытались построить общество свободы. У СССР был проект – они пытались построить общество справедливости. У Украины проекта не было и нет, ее несет, как лист на ветру (и кто-то ведь создает этот ветер).
Новый образ Украины, сформированный евроМайданом и новой властью, также не является привлекательным для огромного количества людей. На мой взгляд, он сочетает в себе две картинки: ультраправого националистического боевика в маске и с дубинкой, и заискивающего либерала, стоящего с протянутой рукой, выпрашивающего кредиты и заглядывающего в рот заокеанским хозяевам.
Согласитесь, для потомков победителей Грюнвальда, Полтавы и обороны Севастополя – мягко говоря, не самая привлекательная картина. Многие ещё помнят, что мы посылали людей в космос (наши соседи это до сих пор делают).
Новый украинский проект власть не создаст. И евроМайдан, ослепленный «заграница нам поможет», тоже не создаст.
Новый украинский проект, привлекательный для всех, мог бы создать вдохновенный романтик и мечтатель, вооруженный глубокими и системными знаниями по экономике, кибернетике и социальной инженерии. Но таких во власти просто нет.
Фото:gazeta.lviv.ua