Морская победа у Выборга

_________________


Морское сражение при Выборге. Художник И. К. Айвазовский


3 июля (22 июня старого стиля) 1790 года русский флот разгромил шведов в Выборгском заливе

Начавшаяся в 1788 году война России со Швецией была десятой по счету. Наследники Карла XII, воспользовавшись тем, что основные силы русской армии и флота были отвлечены на войну с Турцией, атаковали наши границы. Сухопутное наступление шведов в Карелии было отбито, и началась упорная война, затянувшаяся на два года.

В 1790 году шведское командование запланировало высадку десанта в восточной части Финского залива с последующим наступлением на Санкт-Петербург. Исполняя этот план, шведский гребной флот под командованием короля Густава III с 14-тысячным десантным корпусом на транспортных судах к концу мая 1790 года сосредоточился в Выборгском заливе. Шведские парусные корабли, под командованием младшего брата короля, герцога Карла Зюдерманландского, должны был разгромить русский флот по частям — ведь одна наша эскадра зимовала в Ревеле (Таллине), а другая в Кронштадте. Тем самым шведы рассчитывали завоевать господство на море и обеспечить успех высадки десанта у Петербурга.

Однако план противника провалился. Атаки шведского флота у Ревеля и Кронштадта в мае и начале июня 1790 года были отбиты с большими потерями для шведов. В итоге шведский парусный флот герцога Зюдерманландского вынужден был укрыться в Выборгском заливе, где он соединился с гребной флотилией короля Густава III. Здесь шведы оказались блокированы всеми кораблями русского Балтийского флота под командованием адмирала Василия Яковлевича Чичагова.

Целый месяц из-за полного безветрия и штиля длилось напряженное противостояние флотов у входа в Выборгский залив. Шведы делали несколько попыток вырваться из блокады, но безуспешно. Русские моряки в это время проводили замеры глубин для готовящейся атаки.

Положение нашего флота осложнялось тем, что самые лучшие корабли и моряки еще до войны со шведами были отправлены из Балтийского моря на Средиземное, чтобы воевать против турок. Поэтому на кораблях, сосредоточенных под командованием адмирала Чичагова, не хватало экипажей и подготовленных матросов.


Например, на судах «арьергардной дивизии» вице-адмирала Мусина-Пушкина по штату полагалось иметь 6283 матроса, а было всего 5148 — некомплект превышал тысячу человек. При том из имевшегося недостаточного числа матросов треть составляли рекруты, только что призванные на флот и ещё недостаточно обученные. Громить врага предстояло этими несовершенными силами.

Швеция таких проблем не имела. В то время она была самым крупным производителем металлов в Европе, её пушки тогда по праву считались самыми лучшими и надежными в мире, первоклассными были и шведские боевые корабли.

К утру 3 июля (22 июня старого стиля) 1790 года в Выборгском заливе находилось с русской стороны 30 линейных кораблей, 16 фрегатов, 160 гребных судов. У шведов было 22 линейных корабля, 13 фрегатов и 280 гребных судов. Превосходя противника по числу линейных кораблей и фрегатов, русские всё же уступали шведам по количеству пушек — 2718 орудий у нас против 3 тысяч шведских.

Воспользовавшись прекратившимся штилем и начавшимся попутным ветром, в 6 часов утра 3 июля 1790 года шведский флот пошёл на прорыв. Направление ветра работало против нашего флота. Основной удар массы неприятельских кораблей приняли на себя отряды контр-адмиралов Иллариона Афанасьевича Повалишина и Петра Ивановича Ханыкова — 5 линейных кораблей, 3 фрегата и 1 бомбардирский корабль.

Шведы проходили между русскими судами, осыпая их ядрами. Корабли Повалишина и Ханыкова, в облаках порохового дыма, отбивались от сменяющихся один за другим кораблей противника; некоторые сражались на оба борта. Из-за направления ветра другие русские корабли не сразу смогли прийти на помощь. Но вскоре бой превратился в избиение убегающих шведов. Ведь, осуществив успешный прорыв из блокады, противник потерял управление, а долгое блокирование в Выборгском заливе и прежние неудачи подорвали моральный дух шведских моряков.

Общие потери шведов в Выборгском морском сражении составили 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 38 гребных и малых судов и 16 транспортов. Шведский линейный 64-пушечный корабль «Ретвизан» был захвачен на абордаж русскими матросами. Едва избежал плена сам шведский король Густав III, которому пришлось убегать с захваченной русскими моряками галеры на маленькой шлюпке.

Всего в том сражении шведы потеряли около двух тысяч убитых и почти 5 тысяч попавшими в русский плен. Наш флот в бою у Выборгского залива потерь в кораблях не имел, 117 русских моряков погибли и 164 были ранены. Победа была блестящей — от полного уничтожения шведский флот спасло лишь то, что самые лучшие корабли, матросы и капитаны Балтийского флота России тогда воевали против турок в Средиземном море.

За эту победу адмирал Василий Яковлевич Чичагов был награжден царицей Екатериной II орденом Святого Георгия I степени — первый в нашей истории случай награждения отечественного флотоводца этой наивысшей наградой. Поэт Гавриил Державн, узнав о той победе, сочинил в честь адмирала Чичагова торжественную оду в привычном для XVIII столетия поэтическом стиле:

Трикрат на нас сильней флот Шведов тёк;

Бесстрашный Чичагов Екатерине рёк:

«Коль нам помощник Бог, нас тьмой не сглотят сил!»

Отбил, облёг, разбил, пленил.

Действительно, русский адмирал сначала отбил атаки шведского флота у Ревеля и Кронштадта, затем «облёг» (блокировал) его в Выборгском заливе, а потом разбил и пленил в победоносном сражении 3 июля 1790 года.


Алексей Волынец

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 69).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА