Ни с одной страной Россия не воевала так долго. На протяжении 350 лет полыхали конфликты. Больше 50 лет шли боевые действия. Двенадцать раз начиналась война с турками, и почти всякий раз победа оставалась за Россией. Но почему именно Османская империя стала главным противником русского государства и зачем нам надо было вести эти войны?
Две империи
Пятнадцатое столетие стало эпохой, когда шло стремительное объединение разрозненных русских княжеств под властью великого князя Московского. На востоке Европы рождалась новая великая держава — Россия. Пока ещё не поражающее размерами, малонаселённое и бедное государство спустя двести лет вошло в число великих держав и стало решать судьбы всего мира.
В этом же столетии в Малой Азии росла Османская империя. Поначалу всего лишь маленькое феодальное владение, к концу XV века Турция стала огромной страной, простиравшейся от границ Венгрии до Ближнего Востока. Эра османского великодержавия растянулась на сотни лет, и, несмотря на поражения, вплоть до начала ХХ века Турция оставалась одной из великих империй.
Движение навстречу
До тех пор, пока русские не столкнулись с турками, никаких поводов для войны не существовало, да и быть не могло. Но в 1478 году вассалом Османской империи стало Крымское ханство.
Объединение русских земель и распад Золотой Орды привели к тому, что на юге соседом Московского государства стала сначала Большая Орда, а затем и Крым. Грабительские набеги кочевников сильно донимали мирных жителей. В начале XVI века началось масштабное строительство линии пограничных укреплений — Засечной черты.
Первые столкновения
Русские и турки столкнулись при Иване Грозном — после взятия Казани (1552 год) и Астрахани (1556 год) Россия включила в свой состав мусульманские государства. Однако османский султан был ещё и халифом (то есть верховным правителем) всех мусульман.
Да и переход Волги до самых низовьев в руки русских означал: рано или поздно они придут на Кавказ и в Крым.
Первая русско-турецкая война из-за Астрахани началась в 1568 году. В этот раз наступавшую турецко-крымскую армию сгубили проблемы логистики. Вести боевые действия так далеко от Турции, в северных землях, османы не умели и были вынуждены заключить мир.
Турция вмешивается в дела на Украине
Восстание казачества и православного крестьянства польской Украины во главе с Богданом Хмельницким привело к появлению Гетманщины — образования полунезависимого, но слабого. Гетманщина искала покровителей то в Польше, то в России, то в Швеции и Турции.
Тридцать лет гражданских войн во второй половине XVII века получили характерное имя — «Руина» — и показали полную неспособность гетманов установить твёрдую власть на Украине.
Одной из попыток решить неразрешимую проблему стали действия части казачества во главе с гетманом Петром Дорошенко. Они признали власть турецкого султана — в тщетной надежде под покровительством далёкого властителя избежать вмешательства близких Польши и России.
Получившие Правобережную Украину османы решили нанести удар по Польше. Боевые действия быстро закончились поражением поляков, которые теперь уступили туркам ещё и Подолье.
Русские прекрасно понимали: следующая война начнётся за Левобережье.
На фоне продолжавшихся распрей среди казачества в 1672 году началась война с Турцией. Мир подписали только в 1681 году. Несмотря на успехи русского оружия, османы доказали, что по праву считаются великой державой. Они сохранили власть над Правобережной Украиной, но отказались от претензий на Левобережную.
Неразрешимые противоречия
После неудавшейся попытки турок установить свою власть на Украине, неразрешимые противоречия между Россией и Турцией стали очевидными. Две империи претендовали на одну и ту же землю. И османы не желали уступать. Но в Причерноморье и Крыму должен был остаться только один…
Русское государство не могло терпеть «полупрозрачную» южную границу, откуда постоянно грозили набегами татары. Да и пустынные степи с плодородной землёй выглядели слишком привлекательной добычей для земледельческого населения России, которое росло с каждым годом. Так что для русских ликвидация Крымского ханства стала одним из ключевых вызовов. В XVIII столетии к числу самых насущных задач добавился выход к южным портам, через которые Россия могла вести международную торговлю.
Россия поэтапно решает свои задачи
В течение XVII века турок понемногу начали вытеснять с юга России.
После Великой турецкой войны 1683–1699 годов османы утратили власть над Правобережной Украиной и Подолией. Русская армия при царевне Софье дважды ходила походом на Крымское ханство, а при Петре I взяла важную крепость Азов, закрывавшую выход с Дона в Азовское море.
В 1710 году турки объявили России войну, требуя вернуть Азов. Пётр решил воспользоваться случаем и поднять восстание православных в Молдавии и Валахии. Но авантюра Прутского похода завершилась тяжёлым поражением, и Россия на время отказалась от экспансии на юг.
Новая кампания началась только в 1735 году. Реформы XVIII века превратили русскую армию в силу, способную сокрушить турок. Походом на юг руководил выдающийся военный организатор своего времени фельдмаршал Миних.
В 1737 году впервые удалось прорваться в Крым. В 1739 году Миних дал генеральное сражение у Ставучан. Он разгромил османскую армию и занял Хотин на Днестре — ключевой опорный пункт турок на Украине.
Несмотря на громкие победы русских, наши союзники австрийцы воевали неудачно и заключили сепаратный мир. Война увенчалась лишь небольшими приобретениями. Зато стало ясно, что русская армия теперь способна успешно вести войны в Крыму и Причерноморье.
Большие войны, большие успехи
Две большие войны 1768–1774 годов и 1787–1791 годов велись за Крым и Причерноморье. В это время превосходство русской армии над турками стало очевидным. После череды славных побед под Хотином, Очаковым, Фокшанами и Рымником русские получили Крым и всё побережье от Кубани до Днестра.
Перед Российской империей встали новый задачи — восстановление православных государств на Балканах и наведение порядка на Кавказе, где за влияние боролись русские, турки и персы. Эти цели сохранялись вплоть до последней русско-турецкой войны.
Войны 1806–1812 годов и 1828-1829 велись за утверждение России в Закавказье и Молдавии. По их итогам турки отказались от претензий на Грузию и Армению, предоставили Сербии автономию и признали особые интересы России в Молдавии.
Но Николая I занимала мысль о разделе османского наследства. Дипломатические неудачи привели к Крымской войне. Её результаты в русском обществе воспринимались как тяжёлое поражение. Однако уже в 1877–1878 годах наша армия с боями прошла от Дуная до пригородов Константинополя, а русские дипломаты продиктовали туркам условия мира.
В чём наша выгода?
Что же в итоге получила Россия от столетий тяжёлых войн? Прежде всего, была полностью ликвидирована угроза татарских набегов, которые год из года столетиями истощали области на юге России. Тысячи пленных, уводимых в Крым, сожжённые сёла и города, потерянный урожай — такова причина долгих войн.
Новороссийские степи, где до возвращения русских лишь гуляли казаки и проходила татарская конница, оказались исключительно плодородной землёй. Этот регион быстро превратился в главную житницу России. В XIX веке в Новороссии возник новый мощный промышленный район, который к началу ХХ века стал главной угольно-металлургической базой России. Одесский и Мариупольский порты стали главными морскими воротам России на Чёрном море и источниками постоянно растущего дохода от экспорта зерна и угля.
Кавказ из источника постоянного беспокойства, смут, мятежей и набегов стал мирным краем, где активно развивалось сельское хозяйство и промышленность. В войнах с османами русские фактически спасли грузин и армян от геноцида и полного исчезновения этих народов. А взамен получили верных союзников, чья лояльность не подвергалась сомнению вплоть до падения Российской империи.
По итогам русско-турецких войн Россия подтвердила своё право называться великой державой. Престиж нашей армии после побед над османами в конце XVIII века возвысился до небывалого значения. В то время как другая великая держава — империя Габсбургов — проигрывала сражения, русские одерживали победы всякий раз, когда сходилась с турками на поле боя.
Лишь несбыточная мечта о Константинополе и проливах будоражила воображение всех русских правителей от Екатерины II до Сталина.
Михаил Диунов