Чтобы трагедия не стала статистикой…

_______________


Жестко, беспристрастно и очень страшно. О преступлениях нацистов времен Великой Отечественной войны в Ленинградской области со страниц сборника архивных документов «Без срока давности» «расскажут» сами очевидцы тех событий. О завершении первого этапа по его подготовке на днях рассказали в Архивном управлении региона.
«…Деда убили. Немецкий офицер сказал, что все равно от него толку не будет, старый уже. Бабушка бросилась на него. Застрелили и ее»…
«…Я маленький был, бежал, бежал, а он за мной на мотоцикле. Едет медленно и целится, и смеется, смеется…я задыхаться стал, упал…а он мимо проехал, обернулся, выстрелил, мимо…ругнулся и дальше поехал»…
«…К Игнатовым дочка пришла на двор, беременная. А у них немцы стояли. Один, увидев ее, сказал что-то, улыбаясь. Она не поняла, кивнула на всякий случай. Тогда он вытащил пистолет и несколько раз выстрелил в нее. Потом узнали, что он спрашивал, не красноармеец ли отец ее ребенка»…
Каждая страница повествует о трагедии. Отдельного человека, семьи или, как, например в случае с массовым убийством душевнобольных в психиатрической больнице имени Кащенко – целого коллектива. Гитлеровское командование решило, что «русские свиньи не будут жить в хороших условиях, когда эти условия нужны немецким солдатам». Больным – их было почти 850 человек – вкололи яд. Трупы вывезли и зарыли у ближайшей деревни.
Действовали на территории области и концентрационные лагеря. Самый известный – Дулаг-154 в Гатчине. Его называли лагерь «добровольно умирающих». В нем было два отделения — «рабочее», из которого обычно отправляли на работу в Германию согласно генеральному плану «Ост» и «нерабочее» — в которое помещали смертников. Сюда отправляли военнопленных и сгоняли мирных жителей из прифронтовой зоны. Записи о ежедневном лагерном быте также войдут в сборник. Пары страниц достаточно, чтобы представить, насколько страшной была там жизнь и понять, что смерть была еще страшнее.Надзиратели Дулага отличались особой жестокостью. Сохранились данные, например, о том, что людей обливали бензином и сжигали заживо. Всего за время существования лагеря здесь было расстреляно, замучено, умерло от голода и нечеловеческих условий более 80 тысяч человек.
Гитлер рассматривал Ленинградскую область в качестве так называемого «депрессивного» района. Он не планировал развивать здесь промышленность или вести сельскохозяйственную деятельность. Поэтому жизни мирных граждан здесь ценились очень невысоко. За годы оккупации численность населения региона сократилась на две трети. Убиты были 172 тысячи человек, угнаны в Германию более 400 тысяч. 20 городов и более трех тысяч деревень области нацисты стерли с лица земли.
Эти цифры сегодня все дальше от нас. За семь с лишним десятилетий из трагедии они постепенно превращаются в статистику. Еще 20 лет назад мы слушали рассказы о войне и ее ужасах из уст живых свидетелей тех событий, они были нам близки, потому что произошли с нашими дедушками, бабушками, их друзьями или родственниками. Сегодня вместо них могут «говорить» документы. И очень важно их «слушать» — для того, чтобы не забыть о том, что 79 лет назад происходило на нашей земле, земле всего бывшего СССР. И чтобы никто из тех, кто горит желанием «переписать» историю войны, не смог, пользуясь нашей «забывчивостью», навязать нам свою версию ее истории.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.6 (21 голос).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА