Госдума в первом чтении приняла законопроект, который запрещает лицам, подозреваемым в финансировании терроризма, участвовать или возглавлять религиозные группы. Также документ вводит аналогичный запрет для иностранцев и лиц без гражданства, пребывание которых в России объявлено нежелательным. Кроме того, законопроект обязывает священников, учащихся за рубежом, проходить аттестацию в российских духовных учебных заведениях, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
«Что для нас является мотивом поддержать данный законопроект – это юридическое запрещение расколов. К сожалению, у нас в ряде религиозных организаций ситуация приобретает порой лавинообразный характер, что служит расширению экстремизма. Вкупе с паразитизмом зарубежных миссионеров, безусловно, служит подрыву не только безопасности нашей страны, но и наших духовно-нравственных основ, основ традиционной культуры, нашего понимания семьи, служения Отечеству», – заявил представлявший законопроект депутат Госдумы, член фракции КПРФ Сергей Гаврилов.
По мнению члена «Справедливой России» Игоря Молякова, предложенный вариант закона ставит под угрозу работу РПЦ, которая может быть признана иностранным агентом, если получит средства от других поместных Церквей.
«Религиозной организацией, в том числе по Гражданскому кодексу, является Русская Православная Церковь. Это та же самая организация. Мы говорим о том, что получать деньги из-за рубежа эта организация может, но будут исследоваться те цели, на которые идут эти средства. У нас более десяти Православных Церквей по миру. Если от этих организаций Русская Православная Церковь будет получать средства, то каким образом они будут оцениваться? Не являются ли данный законопроект нарушением фундаментального принципа нашей жизни – отделение церкви от государства?» – заявил Моляков.
Замминистра юстиции, полпред правительства в Госдуме Андрей Логинов ответил, что уже несколько веков финансирование шло по обратному принципу – от РПЦ к поместным Церквям.
«Что касается вопроса о возможности поддержки нашей Русской Православной Церкви от других Поместных Церквей – я вам исторически скажу, что процесс идет в обратную сторону, как правило. Это началось еще с 16-го века, и, в принципе, эта тенденция не меняется до сих пор. Но данный законопроект не имеет к этому сюжету никакого отношения», – заверил Логинов.
Чиновник также подчеркнул, что процедуру аттестации религиозных деятелей, приезжающих в Россию из-за рубежа, будут определять сами религиозные организации, и она не коснется тех священнослужителей, которые уже работают в стране.
«У многих религиозных организаций нет духовных образовательных организаций, где бы они могли пройти аттестацию. Те же буддисты, ряд других организаций. Где они будут проходить, – те, кто приехал из-за рубежа, эту аттестацию? Также есть у нас представители духовных организаций, которые приезжают в наши высшие учебные заведения работать, мы их приглашаем сами. Кто их будет аттестовывать, по каким правилам? Надо ли проводить аттестацию тем, кто уже сегодня работает не один год, который знает и законодательство российское, и так далее?» – спросил у него член «Единой России» Ильдар Гильмутдинов.
«Мы видим там возможности корректировки ко второму чтению. Первое, что напрашивается, что многие высокопоставленные, уважаемые и известнейшие иерархи нашей Русской Православной Церкви в свое время образование получали в академиях, которые после распада СССР оказались иностранными государствами. То же самое касается и многих деятелей мусульманских, поскольку Бухара, Средняя Азия традиционно многие годы существовала как школа для подготовки мусульманских священнослужителей. Так что уже, как минимум, напрашивается поправка о том, чтобы не включать в этой части обратную силу в отношении уже работающих священнослужителей и религиозных деятелей по факту.
Что касается аттестации – это ни в коем случае не касается проверки знаний, как это предусмотрено другими актами профессиональной подготовки или переподготовки. Аттестация будет проходить в соответствии с установлениями Трудового кодекса, в первую очередь, по внутренним установлениям самой организации. И речь здесь надо вести о том, что для тех священнослужителей и религиозных деятелей, которые приезжают сюда преподавать, эта аттестация, по порядку, установленному в централизованной религиозной организации, должна носить императивный характер», – ответил Логинов.
Он также подчеркнул, что в законопроекте предлагается запретить использовать название религии тем организациям, которые не связаны напрямую с религиозной деятельности. Чтобы, например какой-нибудь «православный журнал» сохранил свое название, ему, по словам Логинова, нужно пригласить в число своих учредителей религиозную организацию.