Главный редактор портала «Альтернатива», аналитик, писатель Андрей Ваджра ответил по просьбе редакции на вопрос одного из читателей сайта. Приводим ответ полностью:
«Мне недавно задали каверзный вопрос. Почему, спросили меня, ваше утверждение о том, что русские и "украинцы" "один народ", противоречит очевидной несхожести, а иногда противоположности моральных и нравственных реакций русских и "украинцев" в одной и той же ситуации? Ведь представители одного народа должны в одинаковых ситуациях реагировать одинаково. Разве не так?
На мой взгляд, ответ на данный вопрос очевиден. Приведу аналогию на уровне, так сказать, онтогенеза… В семье два ребенка. Два брата. Они рождены общей мамой и папой. У них одинаковые гены. Они очень похожи внешне. Но… означает ли это, что их ментальные особенности идентичны? Означает ли это, что родные братья имеют нравственную одинаковость, схожую с одинаковостью генетической?
Ответ очевиден, не так ли? Даже у однояйцовых близнецов судьбы разные.
К примеру, у т. н. духовного отца украинского национализма Дмитрия Донцова родной брат был коммунистом и входил в ближайшее окружение Ленина, которое вождь мирового пролетариата привез с собой в Россию в знаменитых "пломбированных вагонах". Два родных брата, а дух и судьба – абсолютно разные!
Проблема в том, что мы часто пытаемся мерить духовно-психологическую сферу натуралистическими шаблонами. Мы нередко отождествляем тело и дух. А это – главная ошибка. Общая утроба, общие гены не превращают людей в духовно-психологических близнецов. Это разные, иногда совершенно не пересекающиеся реальности. Дух не является производной тела.
Духовная сфера – производная личной экзистенции (будь то индивидуальной или коллективной). Духовная сфера – производная нематериальных ценностей, производная понимания "добра" и "зла", "верного" и "ошибочного". Духовная сфера – это сфера бытийности, в рамках которой формируется ментальная природа человека и человеческого сообщества.
Население Украины (состоящее более чем на 80% из русских) тридцать лет было оторвано от России. Три десятилетия этому населению прививались иные ценности, иные представления о реальности, иное понимание "добра" и "зла". 30 лет т. н. украинцы существовали в иной бытийности, в иных координатах воспитания. Отсюда и их иная нравственность, которая так контрастирует с нравственностью российских граждан.
Но они не родились бандеровскими каннибалами и нравственно дикими "бешенцами", их к этому состоянию сознательно и целенаправленно вели все 30 лет нэзалэжности путём воспитания и манипулятивного формирования.
Поэтому я уже 20 лет призываю с этой нэзалэжнистью покончить».